Internal Control and Audit

Internal Control System

The internal control system of MTS PJSC represents a combination of internal control processes implemented by ICS entities based on existing organisational structure, internal policies and regulations, internal control and risk management procedures and method applied in the Company at all management levels and as part of all functional areas.

Establishment and efficient operation of the internal control system is aimed at assuring reasonable confidence in achievement of objectives faced by the Company and enable to assure proper control over financial and economic activities of the Company as well as its efficiency.The internal control system of MTS PJSC represents a combination of interrelated components, the structure of which meets the general accepted methodology COSO Internal Control — Integrated Framework 2013. In accordance with COSO model a control environment is established, the risk assessment system is applied and control procedures are implemented.

Under the internal control system a range of anti-corruption measures mitigating reputational risks and risks of application of sanctions for officials’ bribery against MTS PJSC. For the purposes of counteraction to abuses, authorisation of transactions and operations, distinction of powers and rotation of duties, control of actual availability and condition of facilities is implemented.

MTS PJSC approved the Policy for meeting anti-corruption legislation defining measures aimed at establishing elements of the corporate culture, organisational structure, rules and procedures assuring non-admission of corruption.

As part of the Single hot line of MTS Group of Companies the line of the internal control and audit unit was organised as a safe, confidential and available method of the Audit Committee informing of the Board of Directors and Internal Control and Audit Unit about facts of breaches of legislation, internal procedures, Code of Business Conduct and Ethics of MTS PJSC by its any employees and (or) any members of the management body or body of control over financial and economic activities of MTS PJSC.

Proposals for improvement of anti-corruption procedures and other internal control procedures are received by the hot line addressed to the Audit Committee of the Board of Directors and the Internal Control and Audit Unit. A person who submitted relevant information is protected from any forms of pressure (including from dismissal, persecution, any forms of discrimination).

For systematic independent evaluation of reliability and efficiency of the risk management and internal control system and corporate management practice performance of the internal audit by the Internal Control and Audit Unit of MTS PJSC was organised in MTS PJSC. The internal control and audit unit is an individual structural division of MTS PJSC functionally subordinate to the Board of Directors and administratively – directly to the President of MTS PJSC.

The audit committee of the Board of Directors of MTS PJSC twice a year reviews Reports of the Internal Control and Audit Unit about the operation of the internal audit, control, compliance and risk management divisions. The audit committee positively evaluated the work of the Internal Control and Audit Unit in terms of evaluation of internal control, risk management and corporate governance system efficiency as well as evaluated operation of the risk management functions as efficient and meeting tasks as of today.

The audit committee of the Board of Directors of MTS PJSC on a quarterly basis reviewed reports of external auditors CJSC Deloitte and Touche CIS approving their performance.

The Board of Directors defines a policy in respect of internal control and annually reviews the report of the Audit Committee based on the work results for a year with an analysis of current control systems and discovered violations. Report of the Audit Commission is annually attached to materials of the annual General Shareholder Meeting of MTS PJSC.

Audit Committee at the Board of Directors

The Audit Committee is a collegial deliberative body of the Board of Directors. The committee was established for the purposes of assisting in efficient implementation of functions of the Board of Directors in terms of control over financial and economic activities of the Company.

Detailed information about the Audit Committee’s work results in the reporting year is presented in the section “Committees of the Board of Directors”.

Results of evaluation by the Committee of the external and internal audit process efficiency

Specified in the section “Report on operation of the Audit Committee”

Auditing Committee

On June 25, 2015 the followings persons were elected as members of the Auditing Committee at the annual general shareholder meeting of MTS PJSC:

  1. Irina Borisenkova, born in 1963, takes the post of the Chief Accountant, managing director of the Finance and Investment Complex of JSFC Sistema OJSC.
  2. Maxim Mamonov, born in 1978, takes the post of the internal control and audit director of MTS PJSC.
  3. Anatoliy Panarin, born in 1988, takes the post of the planning head of the Finance and Investment Complex of JSFC Sistema OJSC.

The Auditing Committee acting in accordance with the articles of association of MTS PJSC as well as the Regulation on the Auditing Committee of MTS PJSC is a permanently operating elected body of the Company and exercises periodic control over financial and economic activities of the Company , activities of its management bodies and officials (including its separate subdivisions, services, branches and representative offices) by means of documentary and actual audits.

The Auditing Committee is independent from officials of the Company’s management bodies and is accountable only to the General Shareholder Meeting of the Company.

Report on operation of the Auditing Committee

In April 2015, based on the results of the performed audit, the Auditing Committee did not record material facts of violation of accounting and financial statements submission procedures while carrying out financial and economic activities of the Company.

The Auditing Committee confirmed that financial statements of the Company for 2014 and the Annual report on Company’s activities for 2014, in terms of Company’s financial statements, are authentic.

In April 2016 the Auditing Committee held the audit of financial and economic activities of the Company for 2015. The opinion report of the Auditing Committee will be submitted for approval of the Annual General Shareholder Meeting of MTS in June 2016.

Internal Control and Audit Unit

The Internal Control and Audit Unit is an independent structural subdivision and consists of the Internal Audit Department, Control Department, administrative control department and methodology and coordination department. Head of the Unit is the Director for Internal Control and Audit who is functionally subordinated to the Chairman of the Audit Committee under the Board of Directors of MTS PJSC, and administratively subordinated directly to the President of MTS PJSC.

The Internal Control and Audit Unit performs the following functions:

  • Evaluation of the internal control system’s efficiency based on the following areas: efficiency and effectiveness of business operations, authenticity of financial and management accounting, compliance with internal standards and external requirements;
  • Evaluation of the risk management system’s efficiency in the company in general and development of recommendations for improvement of the risk management system;
  • Development of recommendations for improvement of internal control, risk management and corporate governance procedures, and assistance to management in development of corrective measures based on the results of performed audits / inspections of financial and economic activities;
  • Implementation of monitoring of execution of recommendations for rectification of violations and deficiencies discovered based on audit results;
  • Analysis of authenticity of performance indicators and achievement of planned results during audits/inspections of financial and economic activities;
  • Coordination, analysis and registration of messages received to the “Unified hot line”;
  • Analysis of compliance of company’s operations with requirements of legislation (including anti-corruption) during audits/inspections of financial and economic activities.

The Internal Control and Audit Unit submitted 4 reports at meetings of the Auditing Committee, all reports were approved by the Auditing Committee.

Report on operation of the Internal Control and Audit Unit

In 2015, the Internal Control and Audit Unit carried out the activities in accordance with the functions entrusted to them, including:

  • in September 2015 a new revision of the Regulation on the internal control system defining a combination of interrelated components, the structure of which meets the generally accepted methodology COSO IC-IF, was drafted and approved by the Board of Directors;
  • in July 2015 the Company’s President approved a new revision of the regulation “Processing of messages of the “Unified hot line” of MTS Group of Companies expanding the number of control objects.

Department of Internal Control Systems

The Department of Internal Control Systems is an independent structural subdivision and consists of the development and support department, certification and testing department, IT-process control department.

The Department of Internal Control Systems performs the following main functions:

  • Perform testing, evaluation and certification of the system of internal control over generation of financial statement of MTS Group.
  • Coordinate interaction of external auditors and functional subdivisions of the company during the audit of efficiency of the internal control system of MTS Group.

The department of internal control systems is directly subordinate to the vice-president of MTS PJSC for finance and investments and is accountable to the Auditing Committee at the Board of Directors of MTS PJSC.

Report on operation of the Department of Internal Control Systems

In 2015, the internal control system for MTS Group was updated taking into consideration testing and external audit results for 2014, changes of organisational structure and business processes.

Based on the results of internal evaluation and external audit the internal control system of MTS Group as of December 31, 2015 was found efficient having no material and significant deficiencies

Внутренний контроль и аудит

Система внутреннего контроля

Система внутреннего контроля ПАО «МТС» представляет собой совокупность процессов внутреннего контроля, осуществляемых субъектами СВК на базе существующей организационной структуры, внутренних политик и регламентов, процедур и методов внутреннего контроля и управления рисками, применяемых в Компании на всех уровнях управления и в рамках всех функциональных направлений.

Создание и эффективное функционирование системы внутреннего контроля направлено на обеспечение разумной уверенности в достижении стоящих перед Компанией целей и позволяет обеспечить надлежащий контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Компании, а также на ее эффективность.

Система внутреннего контроля ПАО «МТС» представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой компонентов, структура которых соответствует общепринятой методологии COSO Internal Control — Integrated Framework 2013. В соответствии с моделью COSO в Компании формируется контрольная среда, действует система оценки рисков, внедряются контрольные процедуры и оценивается эффективность их исполнения, осуществляется мониторинг изменений организационной структуры и бизнес-процессов.

В рамках системы внутреннего контроля предусмотрен комплекс направленных на недопущение коррупции мер, снижающих репутационные риски и риски применения к ПАО «МТС» мер ответственности за подкуп должностных лиц. Для целей противодействия злоупотреблениям осуществляются санкционирование (авторизация) сделок и операций, разграничение полномочий и ротация обязанностей, контроль фактического наличия и состояния объектов.

ПАО «МТС» утверждена Политика по соблюдению антикоррупционного законодательства, определяющая меры, направленные на формирование элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, обеспечивающих недопущение коррупции.

В рамках «Единой горячей линии» Группы компаний МТС организована линия Блока внутреннего контроля и аудита как безопасный, конфиденциальный и доступный способ информирования Комитета по аудиту Совета директоров и Блока внутреннего контроля и аудита о фактах нарушений законодательства, внутренних процедур, Кодекса делового поведения и этики ПАО «МТС» любым его работником и (или) любым членом органа управления или органа контроля за финансово-хозяйственной деятельностью ПАО «МТС».

По горячей линии в адрес Комитета по аудиту Совета директоров и Блока внутреннего контроля и аудита поступают предложения по улучшению антикоррупционных процедур и иных процедур внутреннего контроля. Лицо, предоставившее соответствующую информацию, защищено от любых форм давления (в том числе от увольнения, преследования, любых форм дискриминации).

Для систематической независимой оценки надежности и эффективности системы управления рисками и внутреннего контроля, а также практики корпоративного управления в ПАО «МТС» организовано проведение внутреннего аудита Блоком внутреннего контроля и аудита ПАО «МТС». Блок внутреннего контроля и аудита — это отдельное структурное подразделение ПАО «МТС», функционально подчиненное Комитету по аудиту Совета директоров, а административно — непосредственно Президенту ПАО «МТС».

Комитет по аудиту Совета директоров ПАО «МТС» два раза в год рассматривает отчеты о работе подразделений внутреннего аудита, контроля, комплаенс и управления рисками. Так, Комитет по аудиту положительно оценил работу Блока внутреннего контроля и аудита в области оценки эффективности системы внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления, а также оценил деятельность функции управления рисками как эффективную и соответствующую задачам на данный момент.

Комитет по аудиту Совета директоров ПАО «МТС» ежеквартально рассматривал отчеты внешних аудиторов ЗАО «Делойт и Туш СНГ» с одобрением результатов их работы.

Совет директоров определяет политику в отношении внутреннего контроля и ежегодно рассматривает отчет Комитета по аудиту по итогам работы за год с анализом действующих систем контроля и выявленных нарушений. Отчет Ревизионной комиссии ежегодно прилагается к материалам годового Общего собрания акционеров ПАО «МТС».

Комитет по аудиту при Совете директоров

Комитет по аудиту является коллегиальным совещательным органом Совета директоров. Комитет создан в целях содействия эффективному выполнению функций Совета директоров в части контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Компании.

Подробная информация об итогах работы Комитета по аудиту в отчетном году представлена в разделе «Комитеты Совета директоров».

Результаты оценки Комитетом по аудиту эффективности процесса проведения внешнего и внутреннего аудита указаны в разделе «Отчет о работе Комитета по аудиту».

Ревизионная комиссия

25 июня 2015 года на годовом общем собрании акционеров ПАО «МТС» членами Ревизионной комиссии избраны:

  1. Борисенкова Ирина Радомировна, 1963 г.р., занимает должность главного бухгалтера, управляющего директора Комплекса финансов и инвестиций ОАО АФК «Система».
  2. Мамонов Максим Александрович, 1978 г.р., занимает должность директора по внутреннему контролю и аудиту ПАО «МТС».
  3. Панарин Анатолий Геннадьевич, 1988 г.р., занимает должность руководителя по планированию Комплекса финансов и инвестиций ОАО АФК «Система».

Ревизионная комиссия, действующая в соответствии с уставом ПАО «МТС», а также Положением о Ревизионной комиссии ПАО «МТС», является постоянно действующим выборным органом Общества и осуществляет периодический контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества, деятельностью его органов управления и должностных лиц (в том числе его обособленных подразделений, служб, филиалов и представительств) путем документальных и фактических проверок.

Ревизионная комиссия независима от должностных лиц органов управления Общества и подотчетна только Общему собранию акционеров Общества.

Отчет о работе Ревизионной комиссии

В апреле 2015 года по итогам состоявшейся проверки Ревизионной комиссией не было отмечено существенных фактов нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности Общества.

Ревизионная комиссия подтвердила, что бухгалтерская отчетность Общества за 2014 год и Годовой отчет о деятельности Общества за 2014 год, в части бухгалтерской отчетности Общества, достоверны.

В апреле 2016 года Ревизионной комиссией проводилась проверка финансово-хозяйственной деятельности Общества за 2015 год. Заключение Ревизионной комиссии будет представлено на утверждение Годового общего собрания акционеров МТС в июне 2016 года.

Блок внутреннего контроля и аудита

Блок внутреннего контроля и аудита является самостоятельным структурным подразделением и состоит из Департамента внутреннего аудита, Департамента контроля, отдела административного контроля и отдела методологии и координации. Блок возглавляет Директор по внутреннему контролю и аудиту, который функционально подчиняется Председателю Комитета по аудиту Совета директоров ПАО «МТС», административно — непосредственно Президенту ПАО «МТС».

Блок внутреннего контроля и аудита выполняет следующие функции:

  • оценка эффективности системы внутреннего контроля по следующим направлениям: эффективность и результативность операционной деятельности, достоверность финансовой и управленческой отчетности, соответствие внутренним нормативам и внешним требованиям;
  • оценка эффективности системы управления рисками в компании в целом и разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления рисками;
  • разработка рекомендаций по совершенствованию процедур внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления, содействие менеджменту в разработке корректирующих мероприятий по результатам проведенных аудитов/проверок финансово-хозяйственной деятельности;
  • осуществление мониторинга выполнения рекомендаций по устранению нарушений и недостатков, выявленных по результатам проверок;
  • анализ достоверности показателей эффективности и достижения запланированных результатов при проведении аудитов/проверок финансово-хозяйственной деятельности;
  • координация, анализ и регистрация сообщений, поступивших на «Единую горячую линию»;
  • анализ соответствия деятельности компании требованиям законодательства (в том числе антикоррупционного) при проведении аудитов/проверок финансово-хозяйственной деятельности.

Блоком внутреннего контроля и аудита представлены четыре доклада на заседания Комитета по аудиту. Все доклады Комитетом по аудиту одобрены.

Отчет о работе Блока внутреннего контроля и аудита

В течение 2015 года Блок внутреннего контроля и аудита осуществлял деятельность в соответствии с возложенными на него функциями, в том числе:

  • в сентябре 2015 года разработана и утверждена Советом директоров новая редакция Положения о системе внутреннего контроля, определяющего совокупность взаимосвязанных между собой компонентов, структура которых соответствует общепринятой методологии COSO IC-IF;
  • в июле 2015 года Президентом Компании утверждена новая редакция регламента «Обработка сообщений «Единой горячей линии» Группы компаний МТС», расширяющая количество объектов контроля.

Департамент систем внутреннего контроля

Департамент систем внутреннего контроля является самостоятельным структурным подразделением и состоит из отдела развития и поддержки, отдела сертификации и тестирования, отдела контроля ИТ-процессов.

Департамент систем внутреннего контроля выполняет следующие основные функции:

  • проведение тестирования, оценки и сертификации системы внутреннего контроля над формированием финансовой отчетности Группы МТС;
  • координация взаимодействия внешних аудиторов и функциональных подразделений Компании в ходе проведения аудита эффективности системы внутреннего контроля Группы МТС.

Департамент систем внутреннего контроля находится в прямом подчинении вице-президента ПАО «МТС» по финансам и инвестициям и подотчетен Комитету по аудиту при Совете директоров ПАО «МТС».

Отчет о работе Департамента систем внутреннего контроля

В 2015 году проведена актуализация системы внутреннего контроля по Группе МТС с учетом результатов тестирования и внешнего аудита за 2014 год, изменений организационной структуры и бизнес-процессов.

По результатам внутренней оценки и внешнего аудита система внутреннего контроля Группы МТС по состоянию на 31 декабря 2015 г. признана эффективной, не имеющей существенных недостатков.