Our Markets

MTS Group Key Markets

Mobile communications Mobile Internet services Landline communications
The leading telecommunications operator in Russia In 2015, MTS demonstrated the best income dynamics in terms of data transfer among the major competitors in Russia MTS is among the TOP-3 Russian broadband access operators
Fee-based TV Telephones and smartphones Financial services
MTS is among the TOP-5 Russian pay-TV operators MTS retail network featuring more than 5,000 showrooms, the largest non-food retail network 15% of subscribers use MTS financial services. Financial Services mean the possibility of combining new telecommunication technology with banking products and services

Overview of the economic situation and market development

MTS PJSC is licensed to operate in the entire territory of the Russian Federation. In the reporting year, subsidiaries of MTS PJSC continued to carry out their activity in the territory of Ukraine (MTS UKRAINE PrJSC), the Republic of Armenia (K-Telecom CJSC), the Republic of Turkmenistan (MTS-Turkmenistan ES), the Republic of Uzbekistan (Universal Mobile Systems LLC), as well as the Republic of Belarus (Mobile TeleSystems JLLC). The total population of the licensed area covered by MTS PJSC exceeds 230 million people.

Russia

The mobile communication market in Russia and the CIS countries was developing rapidly driven by the steady decline in the price level both for the services of mobile operators and the subscriber equipment. In resulted in the increase in mobile communication penetration in the broadening population segments.

In Russia mobile communication services are rendered by four federal operators: MTS PJSC, MegaFon PJSC, VimpelCom PJSC and RT-Mobile CJSC (T2RTK Holding, a joint venture of Rostelecom PJSC and Tele2), as well as regional telecommunication companies operating in different standards for cellular communication: GSM, NMT 450 and CDMA –1х, UMTS (3G).

The largest markets for mobile communication services throughout the territory of the Russian Federation (by the number of subscribers) are Moscow and the Moscow region, as well as St. Petersburg and the Leningrad region.

The trend of slowing down the growth of the mobile operators’ subscriber base first appeared in 2005 and continued in the following years. This can be attributed to the gradual market saturation and operators’ focus on the quality of the subscriber base. Marketing efforts shift from attracting new subscribers towards ensuring loyalty and improving profitability of the existing customers, as well as attracting subscribers of competitors to its network. On December 1, 2013, the law on keeping a number when changing mobile communication operator (MNP) came into force. At the moment, introduction of the possibility to keep the number when switching to another operator has not had a significant impact on the market share of mobile operators in the Russian mobile communication market.

At year-end 2015, the level of mobile penetration exceeded 170% securing the position of Russia among the most advanced telecommunication markets in the world. Being one of the leading players in the telecommunication market of Russia and the CIS, MTS aspires to use the existing growth potential for all of the most dynamic industry segments.

In the Company’s traditional mobile telephony segment, the most important growth factors are the increase in the overall level of using communication services and more active consumption of extra services by the subscribers when increasing their loyalty. MTS offers its customers tariff offers at fair prices, as well as informs them of any changes in connection terms and data plans regularly and timely. Data plan development at MTS is also carried out taking into account regional features, which allows launching offers adapted to each region in the market.

Mobile Internet development is gaining importance for the mobile market growth in Russia and the CIS countries. The basis for qualitative growth in consumption of mobile Internet services is the development of 3G and 4G (LTE) networks.

MTS 3G network operates in all federal districts of Russia, Armenia, Belarus, Turkmenistan and Ukraine. In Russia, growth in MTS revenue from mobile Internet was 20% in 2015, the number of regular users of data transfer services was also increasing. The level of data transfer traffic consumption by mobile Internet users increased by 1.4 as compared to 2014.

LTE networks were commercially launched in all regions of Russia (except for the Republic of Crimea). MTS was the first Russian communication operator to provide an opportunity to use LTE networks in international roaming. LTE penetration among mobile Internet users in 2015 doubled in comparison with 2014.

Ukraine

At year-end 2015, the number of subscribers in Ukraine (MTS UKRAINE PrJSC) amounted to 20.4 million (including CDMA) or 35% of the market. Penetration of mobile services is 137%, according to our estimates. The main competitors: Kyivstar, a subsidiary of VimpelCom Ltd. and Lifecell, a subsidiary of Turkcell.

Launch of a 3G network and a partnership program with Vodafon gave a new impetus to the market development. Enhanced cooperation allows MTS customers in Ukraine to access the latest Vodafone technology and services, as well as provides additional benefits for the mass and corporate market.

Other Markets

At year-end 2015, the number of subscribers of MTS subsidiaries and affiliates in the CIS countries amounted to: Turkmenistan (MTS-Turkmenistan ES) – 1.6 million, the Republic of Armenia (K-Telecom CJSC) – 2.1 million, the Republic of Uzbekistan (Universal Mobile Systems LLC) – 1.1 million, the Republic of Belarus (MTS JLLC, not consolidated in the MTS Group financial statements) – 5.3 million subscribers.

Cellular communication market in these countries (except Uzbekistan) is characterised by high penetration of over 100%.

Looking into the Future

Global trends in the telecommunications sector

The fundamental present and future challenge for operators is the continuing explosive growth of data transfer volumes in mobile networks. The pace of such growth in both developed and developing markets will not fall below ten percent per year over the next five years, even according to the most pessimistic forecasts. Increased penetration of smartphones, as well as increased consumption by the existing subscribers, not only provide operators with additional revenue (to some extent compensating for the fall in the segment of voice calls and short message service), but, above all, make them face the problem of cost-efficient mobile network capacity build-up.

Although many operators are seeking to enter new markets, including those related to telecommunications, the effect of these efforts is quite unimpressive and does not guarantee future stability. Therefore, the priority of operators is to find a solution to the traffic growth issues. Here, at the intersection of the growing needs of subscribers, technological and financial opportunities, there is and will be a search for innovations meant to provide a stable industry development trajectory.

Technology trends

Growth of LTE-networks’ coverage, redistribution of a frequency resource for LTE (“refarming”), ongoing implementation of Carrier Aggregation and VoLTE functions both by operators and manufacturers of smartphones: all these areas visible to subscribers as well have already gained momentum and are routine for the operators. In terms of industry, the development and implementation of new technologies aimed at helping to cope with the traffic growth and, at the same time, to provide a reasonable return on investment in such growth are of interest.

The already available technologies helping to solve this problem include self-organising networks (SON), massive use of small— and pico-cells and new high-speed RRL in the 70-80 GHz band. All these innovations are already being implemented, including at MTS networks.

These new and promising areas include software-defined networks (SDN), network functions virtualization (NFV) and the use of LTE-Unlicensed spectrum. A number of global operators stated their desire to accelerate development in these areas and, thus, become a locomotive for their promotion along with equipment suppliers. On the contrary, many operators opted for a more cautious approach waiting for the maturity of these technologies.

Another technological innovation area stands apart being LPWAN networks (low-power wide-area networks) characterised by extremely low consumption of subscriber devices (usually a variety of sensors, meters, etc.). Currently, the formation of global standards (NB-IoT, LTE-M) is being terminated, after which the operators will begin deploying such networks based on the existing mobile infrastructure. In the meantime, such networks are developed based on proprietary standards (LoRa, SigFox and similar) by new entrants in the M2M market.

Trends in related areas

The basic movement is carried out in the markets, for which telecom is a source of Internet connection, yet not necessarily the primary beneficiary of the innovations happening.

Such areas as Internet of Things, Smart Home, Smart City, Connected Cars, autonomous vehicles, new technology in medicine, education, finance and banking will become the growth drivers. The main innovation centres will be the manufacturers of telecommunication equipment, IT companies and companies from other industries. Mobile operators need to be prepared in advance to work in a new environment, in particular, due to a significant increase in the number of connections to their networks. On a global scale, independent analysts give an estimate of the number of devices running in the networks of mobile operators by 2020 as exceeding 25 billion. Less than 10 billion devices thereof will fall on mobile phones and smartphones, while all the other connections will be distributed among consumer electronics and M2M/IoT devices.

Thus, there is a further increase in the number of new services based on existing mobile communication networks and the emergence of fundamentally new 5G-based products and business ecosystems is expected. Significant progress in the creation of software for biometric identification systems to carry out financial transactions and get access to confidential information on mobile devices may be noted. there is also a movement toward the direction that mobile networks and smartphones will become a kind of “control centres,” “smart” homes, cars, personal safety, monitoring and health care systems. There is a big probability of the emergence of new companies, which will repeat the success of Uber and make their business by means of combining existing technical advances into a single user-friendly product. Herewith, creation of new products, services and promotion thereof are impossible to implement on their own, so the formation of various partnerships (including with the participation of unexpected players from distant areas) and ecosystems based thereon will go on in the future.

There is no clear answer as to how efficiently mobile operators can take advantage of the new changes and whether they will play the part of just a network provider or become one of the key beneficiaries of this process. Despite this uncertainty, the fact that a growing number of companies from new markets and industries are interested in building their business models based on the networks of mobile operators allows the operators increasing their subscriber base and revenue.

Market Development Forecast for Russia and Ukraine for 2016 and the Medium Term

Russia

Macroeconomic background in Russia being our main market remains complicated, but we do not see any catastrophic events or a significant reduction in the demand volume. Moreover, in current conditions, we are able to steadily increase the revenue amount annually. The year of 2015 did not become an exception in this regard (the total revenue volume within MTS Group increased by 5% compared to 2014). Our expectations regarding the macroeconomic parameters over the next 2–3 years are moderately conservative: we are ready to stabilisation or even to their deterioration to some extent. We are confident that, within the framework of the current strategy taking into account the efforts that we make in all areas of our business, we will be able to level the negative market trends and ensure that the target values for the main operating indicators are met.

In conformity with global trends, reduction in the revenue volume from traditional voice and non-voice services is detected in the Russian telecommunication market being key for us. In this direction, we expect a further decline. This fall may be compensated by the growth of revenue from data transfer services, which in the short and medium term will be the main telecommunication sector growth driver. For our part, we intend to promote consumption of such services by a set of measures, including the following:

  • Offer of rates combining voice, SMS, data and content (Voice & Data rates)
  • Active sales of smartphones and other data-oriented subscriber equipment (including at minimum prices for the ultimate decrease of the entry threshold for subscribers)
  • Further development of 3G and LTE networks in terms of reasonable investment planning and possible cost minimisation
  • Data service range expansion, including in partnership with the major market players of services and content (social networks, e-commerce companies)

During 2015, Russian mobile market profile in terms of active players changed to a certain extent as there took place the final formation of the fourth federal operator established on the basis of Rostelecom and Tele2 assets united. We would like to note that this event did not cause redistribution of market shares or a significant pressure on us and we hope that the situation would not change dramatically in the future.

In terms of the fixed line telephony market, where our company is a significant player, we expect a further decline in revenue from voice services and a slight increase in revenue from high-speed access to the Internet and pay-TV (primarily due to the potential of penetration growth which is now exceeding 50% a little).

In our opinion, the slowdown in the telecommunication market growth rates to a minimum (according to our forecasts, about + 0.5-1% per year on average over the next 3 years) and macroeconomic uncertainty create preconditions for some system changes. Reduction in the total volume of connections and weakening of the struggle for sales, a more balanced approach toward investment, including an operators’ partnership when constructing LTE networks, a rational pricing policy will allow market participants to stabilise their operating and financial performance and ensure further development.

In addition to the telecommunication segment which is traditional for us, we see growth potential in a number of related sectors. In order to implement it, we have adopted the concept of “differentiation” as one of the key strategy elements, implying distribution of operations in such markets as financial services, satellite television, development and sales of branded devices, implementation of Big Data technology, system integration, digital commerce (online store, self-service portal), M2M (Internet of Things). The company implements projects of a strategic status by each and every one of these directions. Currently, their contribution to the company revenue compared with the telecommunications segment is small, but we consider them as potential growth points, a way of levelling the industry risks and enrichment of the main business due to synergies. Our approximate guide in the differentiation segments’ share in the total company income exceeds 15% in the five-year term.

Ukraine

2015 became one of the most challenging years for the Ukrainian economy. Negative dynamics of key macroeconomic indicators had a negative impact on the level of paying capacity and demand volume leading to some deterioration of the main operating parameters of MTS-Ukraine. Nevertheless, we look at the 2016 prospects with cautious optimism. We expect that the crisis peak will be passed in 2016 and the main macroeconomic indicators, including GDP, industrial production and retail trade volumes, will show positive dynamics at the level of 1-3%.

In accordance with the trends common to the developed telecommunication markets, the services based on the data transfer will become the principal Ukrainian market growth driver, and we connect further growth prospects with this class of services. In 2015, MTS-Ukraine won the tenders for frequencies and a 3G license, arranged spectrum clearing and invested a substantial amount of funds in the network construction. As a result, at year-end, the company was among the leaders in terms of population coverage by a 3G network which is the most important factor for achieving our long-term goal in this direction being confident leadership in perceiving quality, reliability and speed rate in the data transfer services segment.

It should be noted that the penetration of smartphones in the Ukrainian market is at a lower level compared with the Russian market (lagging behind by about 1.5 years), where we see a growth potential, rather than a limiting factor. In implementing the prospect for economic recovery and growth of effective demand, we can expect acceleration of the “smartphonisation” pace which in combination with the already achieved high level of the 3G network development will have a significant positive impact on the volume of demand and, consequently, on the revenue from data transfer services.

The most important event of 2015, which, we believe, will have a significant positive impact on the future company operation, is the signing of an agreement on the use of the Vodafone brand in the Ukrainian market. We are sure that rendering of services under one of the strongest European brands will further strengthen the company’s competitive position in the fight for the data services’ segment.

Наши рынки

Ключевые рынки Группы МТС

Мобильная связь Мобильный Интернет Фиксированная связь
Ведущий телекоммуникационный оператор в России В 2015 году у МТС лучшая среди основных конкурентов динамика доходов от передачи данных в России МТС входит в ТОП-3 российских операторов ШПД
Платное ТВ Телефоны и смартфоны Финансовые услуги
МТС Входит в ТОП-5 российских операторов платного ТВ Розничная сеть МТС: более 5000 салонов, крупнейший непродовольственный ритейл 15% абонентов используют финансовые сервисы МТС. Финансовые услуги — возможность объединения новых телекоммуникационных технологий с банковскими продуктами и услугами

Обзор экономической ситуации и развития рынков

ПАО «МТС» обладает лицензиями на работу на всей территории Российской Федерации. Дочерние компании ПАО «МТС» в отчетном году продолжили осуществлять свою деятельность на территории Украины (ПрАО «МТС Украина»), Республики Армения (ЗАО «К-Телеком»), Республики Туркменистан (ХО «МТС-Туркменистан»), Республики Узбекистан (ООО «Universal Mobile Systems»), а также Республики Беларусь (СООО «Мобильные ТелеСистемы»). Общая численность населения лицензионной территории ПАО «МТС» составляет более 230 млн человек.

Россия

Рынок услуг сотовой связи в России и странах СНГ развивался высокими темпами, что было обусловлено постоянным снижением уровня цен как на услуги сотовых операторов, так и на абонентское оборудование. Следствием этого стал рост проникновения сотовой связи во все более широкие слои населения.

В России услуги сотовой связи оказывают четыре федеральных оператора: ПАО «МТС», ПАО «МегаФон», ПАО «ВымпелКом» и ЗАО «РТ-Мобайл» (Т2РТК Холдинг — совместное предприятие ПАО «Ростелеком» с Tele2), а также региональные телекоммуникационные компании, работающие в различных стандартах сотовой связи, — GSM, NMT 450 и CDMA–1х, UMTS (3G).

Наиболее крупными рынками услуг сотовой связи на территории Российской Федерации (по количеству абонентов) являются Москва и Московская область, а также Санкт-Петербург и Ленинградская область.

В 2005 году впервые проявилась и в последующие годы продолжилась тенденция снижения темпов роста абонентской базы операторов сотовой связи. Это можно связать с постепенным насыщением рынка и концентрацией операторов на качестве абонентской базы. Маркетинговые усилия смещаются от привлечения новых абонентов в сторону обеспечения лояльности и повышения доходности существующих абонентов, а также привлечения в свою сеть абонентов компаний-конкурентов. С 1 декабря 2013 года вступил в силу закон о сохранении номера при смене оператора мобильной связи (MNP). На данный момент введение возможности сохранения номера при переходе к другому оператору не оказало значимого влияния на долю рынка сотовых операторов на рынке мобильной связи в России.

По итогам 2015 года уровень проникновения услуг сотовой связи составляет более 175%, что ставит Россию в ряд наиболее развитых телекоммуникационных рынков мира. Являясь одним из ведущих игроков на телекоммуникационном рынке России и СНГ, МТС стремится использовать существующий потенциал роста во всех наиболее динамичных сегментах отрасли.

В традиционном для Компании сегменте мобильной телефонии важнейшими факторами роста являются повышение общего уровня пользования услугами связи и более активное потребление абонентами дополнительных услуг при увеличении их лояльности. МТС предлагает своим клиентам тарифные предложения по справедливым ценам, регулярно и своевременно информирует их о любых изменениях условий подключения и тарифных планах. Разработка тарифных планов в МТС осуществляется также с учетом региональной специфики, что позволяет выводить на рынок предложения, адаптированные к каждому региону.

Все большее значение для роста рынка мобильной связи в России и странах СНГ имеет развитие мобильного Интернета. Основой для качественного роста уровня потребления услуг мобильного Интернета является развитие сетей 3G и 4G (LTE).

Сеть 3G МТС работает во всех федеральных округах России, Армении, Беларуси, Туркменистане, Украине. В России рост доходов МТС от мобильного Интернета в 2015 году составил 20%, количество постоянных пользователей услугами передачи данных также растет. Уровень потребления трафика передачи данных пользователями мобильного Интернета вырос в 1,4 раза в сравнении с 2014 годом.

Сети LTE запущены в коммерческую эксплуатацию во всех регионах России (кроме Республики Крым). Группа МТС первой среди российских операторов связи предоставила возможность пользоваться сетями LTE в международном роуминге. Проникновение LTE среди пользователей мобильного Интернета за 2015 год в сравнении с 2014 годом удвоилось.

Украина

По итогам 2015 года количество абонентов в Украине (ПрАО «МТС Украина») составило 20,4 млн (включая CDMA), или 35% рынка. Проникновение услуг сотовой связи, по нашим оценкам, составляет 137%. Основными конкурентами являются «Киевстар», дочерняя компания VimpelCom Ltd и «Lifeсell», дочерняя компания Turkcell.

Запуск 3Gсети и партнерская программа с Vodafone дали новый толчок развитию рынка. Расширенное сотрудничество позволяет клиентам МТС в Украине получить доступ к последним технологиям и сервисам Vodafone, дает дополнительные преимущества для пользователей массового и корпоративного рынка.

Прочие рынки

По итогам 2015 года количество абонентов дочерних и зависимых компаний ПАО «МТС» в странах СНГ составило: Туркменистан (ХО «МТС-Туркменистан») — 1,6 млн, Республика Армения (ЗАО «К-Телеком») — 2,1 млн, Республика Узбекистан (ООО «Universal Mobile Systems») — 1,1 млн, Республика Беларусь (СООО «МТС» не консолидируется в финансовую отчетность Группы МТС) — 5,3 млн абонентов.

Рынок сотовой связи в этих странах (кроме Узбекистана) характеризуется высоким проникновением, более 100%.

Взгляд в будущее

Глобальные тренды в телекоммуникационном секторе

Фундаментальным вызовом для операторов в настоящем и будущем является продолжающийся взрывной рост объемов передачи данных в сетях мобильной связи. Темпы этого роста как на развитых, так и на развивающихся рынках даже в самых пессимистичных прогнозах не опустятся ниже 10% в год в ближайшие пять лет. Рост проникновения смартфонов, увеличение потребления уже существующими абонентами — все это не только обеспечивает операторам дополнительный доход (в какой-то мере компенсирующий падение сегмента голосовых вызовов и передачи коротких сообщений), но, прежде всего, ставит их перед проблемой экономически эффективного наращивания емкости мобильных сетей.

Хотя многие операторы стремятся выйти на новые для себя рынки, в том числе на смежные с телекоммуникационным, все-таки эффект от этих усилий достаточно мал и не гарантирует стабильного положения в будущем. Поэтому первоочередной задачей операторов является поиск решения проблемы роста трафика. Именно здесь, на пересечении растущих потребностей абонентов, технологических и финансовых возможностей, происходит и будет происходить поиск новаций, призванных обеспечить устойчивую траекторию развития отрасли.

Технологические тренды

Рост покрытия LTE-сетей, перераспределение частотного ресурса под LTE («рефарминг»), продолжение внедрения функционала Carrier Aggregation и VoLTE как операторами, так и производителями смартфонов, — все эти направления, видимые и абонентам, уже набрали обороты и являются рутинной работой операторов. С точки зрения отрасли интерес вызывает развитие и внедрение новых технологий, призванных помочь справиться с ростом трафика, при этом обеспечить разумную отдачу на произведенные вложения в обеспечение этого роста.

К уже доступным технологиям, которые помогают решить указанную проблему, можно отнести самоорганизующиеся сети (SON, self-organizing networks), массовое использование малых сот (small- и pico-cell), новые высокоскоростные РРЛ в диапазоне 70–80 ГГц. Все эти нововведения уже внедряются, в том числе на сетях МТС.

К таким новым перспективным направлениям можно отнести программно-определяемые сети (SDN, software-defined networks), виртуализацию сетевых функций (NFV, network functions virtualization) и использование нелицензируемого спектра для сетей LTE (LTE-Unlicensed). С одной стороны, ряд глобальных операторов заявил о желании ускоренного развития этих направлений, и, таким образом, станет, наравне с поставщиками оборудования, локомотивом по их продвижению. Многие операторы, с другой стороны, заняли более осторожную позицию, дожидаясь достижения этими технологиями зрелого состояния.

Особняком стоит еще одно направление технологических новаций — сети LPWAN (low-power wide-area networks), отличающиеся крайне низким потреблением абонентских устройств (как правило, это различные датчики, счетчики и подобные устройства). В настоящее время заканчивается формирование глобальных стандартов (NB-IoT, LTE-M), после чего операторы начнут развертывание таких сетей на базе существующей мобильной инфраструктуры. Пока же развитие таких сетей происходит на базе проприетарных стандартов (LoRa, SigFox и аналогичными) компаниями-новичками на рынке M2M.

Тренды в смежных областях

Основное движение происходит на рынках, для которых телеком служит источником подключения к Интернету, но сам по себе не обязательно является основным выгодоприобретателем происходящих нововведений.

Драйверами роста станут такие направления, как «Интернет вещей», «Умный дом», «Умный город», Connected Cars, автономные транспортные средства, новые технологии в медицине, образовании, финансовой и банковской сферах. Основными центрами инноваций будут компании — производители телекоммуникационного оборудования, ИТ-компании и компании из других отраслей. Мобильным операторам нужно быть заранее готовым к работе в новых условиях, в частности, из-за значительного увеличения числа подключений к своим сетям. В глобальном масштабе независимые аналитики дают оценку количества устройств, работающих на сетях мобильных операторов к 2020 году, в более чем 25 млрд. Из этого числа менее 10 млрд устройств будут приходиться на мобильные телефоны и смартфоны, остальные подключения будут распределены между потребительской электроникой и устройствами M2M/IoT.

Таким образом, происходит дальнейшее увеличение числа новых сервисов на базе существующих сетей мобильной связи, а также ожидается появления принципиально новых продуктов и бизнес-экосистем на базе сетей 5G. Можно отметить прогресс в создании программных продуктов для систем биометрической идентификации для выполнения финансовых транзакций и доступа к конфиденциальной информации на мобильных устройствах. Существует также движение в сторону того, что сети мобильной связи и смартфоны станут своего рода «центром управления» «умными» домами, автомобилями, системами личной безопасности и системами мониторинга и охраны здоровья. Существует большая вероятность появления новых компаний, которые повторят успех Uber и сделают свой бизнес за счет комбинации уже существующих технологических возможностей в единый удобный для пользователя продукт. При этом создание новых продуктов, услуг и их продвижение невозможно в одиночку, поэтому формирование различных партнерств (в том числе с участием неожиданных игроков из далеких областей) и экосистем на их базе продолжится в будущем.

Пока нет четкого ответа, насколько эффективно смогут воспользоваться мобильные операторы новыми изменениями, будут ли они играть роль только сетевого провайдера или станут одними из ключевых бенефициаров этого процесса. Несмотря на эту неопределенность, факт того, что все большее количество компаний из новых рынков и индустрий заинтересовано в построении своих бизнес-моделей на сетях мобильных операторов, дает возможность операторам увеличить свою абонентскую базу и нарастить выручку.

Прогноз развития рынков России и Украины на 2016 год и среднесрочную перспективу

Россия

Макроэкономический фон в России, являющейся нашим основным рынком, остается сложным, но никаких катастрофических явлений или существенного снижения объема спроса мы не наблюдаем. Более того, в текущих условиях нам удается стабильно ежегодно наращивать объем выручки. Не исключением в этом плане стал и 2015 год (суммарный объем доходов по Группе МТС вырос по сравнению с 2014 на 5%). Наши ожидания относительно макроэкономических параметров на перспективу ближайших 2–3 лет умеренно консервативны: мы готовы к стабилизации или даже к некоторому их ухудшению. Уверены, что в рамках текущей стратегии с учетом тех усилий, которые мы прилагаем на всех направлениях нашей деятельности, мы сможем нивелировать отрицательные рыночные тенденции и обеспечить выполнение целевых значений по основным операционным показателям.

На ключевом для нас российском телекоммуникационном рынке в соответствии с мировыми тенденциями наблюдается сокращение объема доходов от традиционных голосовых и неголосовых услуг. По этому направлению мы ожидаем дальнейшее снижение. Это падение может быть компенсировано ростом доходов от услуг передачи данных, которые в краткосрочной и среднесрочной перспективе будут являться главным драйвером роста телекоммуникационного сектора. Со своей стороны мы намерены стимулировать потребление таких услуг комплексом мер, включающим:

  • предложение тарифов, комбинирующих голос, передачу сообщений, данные и контент (Voice&Data тарифы);
  • активные продажи смартфонов и другого data-ориентированного абонентского оборудования (в том числе по минимальным ценам для предельного снижения «порога входа» для абонентов);
  • дальнейшее развитие сетей 3G и LTE при разумном планировании инвестиций и возможной минимизации затрат;
  • расширение спектра data-услуг, в том числе в партнерстве с основными игроками рынка сервисов и контента (социальные сети, компании электронной коммерции).

В течение 2015 года профиль рынка мобильной связи России с точки зрения действующих игроков несколько изменился, произошло окончательное формирование четвертого федерального оператора, созданного на базе объединенных активов Ростелеком и Tele2. Отмечаем, что этот факт не вызвал перераспределения долей рынка и не оказал на нас существенного давления. Надеемся, что и в дальнейшем ситуация принципиально не изменится.

На рынке услуг фиксированной связи, где наша Компания является весомым игроком, мы ожидаем дальнейшее снижение доходов от голосовых услуг и некоторый рост доходов от услуг высокоскоростного доступа к Интернет и платного ТВ (в первую очередь благодаря потенциалу роста проникновения, которое сейчас находится на уровне немногим более 50%).

По нашему мнению, снижение темпов роста телекоммуникационного рынка и макроэкономическая неопределенность создают предпосылки для некоторых системных изменений. Сокращение общего объема подключений и ослабление борьбы за продажи, более взвешенный подход к инвестициям, включая партнерство операторов при построении сетей LTE, рациональная ценовая политика позволят участникам рынка стабилизировать операционные и финансовые показатели и обеспечить дальнейшее развитие.

Помимо традиционного для нас телекоммуникационного сегмента, мы видим потенциал роста в ряде смежных секторов. Для его реализации в качестве одного из ключевых элементов стратегии мы приняли понятие «Дифференциация», подразумевающее распространение операций на такие рынки, как финансовые услуги, спутниковое телевидение, разработка и реализация брендированных устройств, внедрение технологий Big Data, системная интеграция, цифровая коммерция (интернет-магазин, портал самообслуживания), M2M (Интернет вещей). По каждому из этих направлений в Компании реализуются проекты, имеющие статус стратегических. На текущий момент их вклад в доходы Компании по сравнению с телекоммуникационным сегментом невелик, но именно их мы рассматриваем как потенциальные точки роста, способ нивелирования отраслевых рисков и обогащения основного бизнеса за счет синергий. Наш примерный ориентир по доле сегментов дифференциации в общем объеме доходов Компании в пятилетней перспективе находится на уровне более 15%.

Украина

2015 год стал одним из наиболее тяжелых для экономики Украины. Негативная динамика основных макроэкономических индикаторов оказала отрицательное влияние на уровень платежеспособности и объемы спроса, что привело к некоторому ухудшению основных операционных показателей МТС-Укра­ина. Тем не менее на перспективы 2016 года мы смотрим с осторожным оптимизмом.

В соответствии с общими для развитых телекоммуникационных рынков тенденциями, в качестве основного драйвера роста украинского рынка будут выступать услуги на базе передачи данных, и именно с этим классом услуг мы связываем дальнейшие перспективы роста. В 2015 году МТС-Украина выиграла конкурсы на частоты и лицензию 3G, провела работы по расчистке спектра и инвестировала существенный объем средств в строительство сети. В результате по итогам года Компания вышла на лидирующие позиции по уровню покрытия населения сетью 3G, что является важнейшим фактором для достижения нашей долгосрочной цели в данном направлении — уверенного лидерства по восприятию качества, надежности и скорости в сегменте услуг передачи данных.

Следует отметить, что проникновение смартфонов на украинском рынке находится на более низком уровне по сравнению с российским (наблюдается отставание примерно на 1,5 года), в чем мы видим, скорее, потенциал для роста, нежели ограничивающий фактор. При реализации перспективы экономического оздоровления и роста платежеспособного спроса можно ожидать ускорения темпов «смартфонизации», что в сочетании с уже достигнутым высоким уровнем развития сети 3G окажет положительное влияние на объем спроса, соответственно, и доходов от услуг передачи данных.

Важнейшим событием 2015 года, которое, по нашему убеждению, окажет существенное позитивное влияние на дальнейшую деятельность Компании, является подписание соглашения об использовании на рынке Украины бренда Vodafone. Мы уверены, что оказание услуг под одним из сильнейших европейских брендов еще более усилит конкурентные позиции Компании в борьбе за сегмент data-услуг.