Обращение Президента

Уважаемые акционеры!

Я рад объявить о завершении еще одного успешного года для МТС: в 2015 году Группа МТС продолжила стабильный рост в непростых экономических условиях в интересах акционеров, абонентов, сотрудников и в конечном итоге обществ всех стран, где мы работаем и строим долгосрочные партнерские отношения.

Группа МТС укрепила лидирующие позиции на инфокоммуникационном рынке России как успешная мультисервисная телекоммуникационная Компания, ориентированная на стабильный рост, внедрение инноваций и улучшение жизни людей. За прошедший год абонентская база Группы МТС выросла на 3,5%, до 107,8 млн абонентов, а в России — на 3,6%, до 77,3 млн абонентов. Это значит, что качественная связь и скоростной мобильный Интернет от МТС становятся все более доступными, в том числе и в отдаленных регионах, что открывает новые возможности для нашего бизнеса и клиентов, способствуя преодолению цифрового неравенства, экономическому развитию России и стран нашего присутствия.

Мы ускоренными темпами строили современные сети передачи данных, предлагали новые продукты и услуги, развивали уникальную для российского рынка экосистему на стыках различных сфер и отраслей — ИТ-услуг, торговли, финансов, телевещания и дистрибуции контента. В результате последовательной реализации стратегии «3Д» — «Данные. Дифференциация. Дивиденды» — мы увеличили выручку как в рамках Группы, так и в России — на нашем основном рынке.

Факторы роста

Несмотря на сохраняющуюся макроэкономическую нестабильность на рынках нашего присутствия, ослабление рубля, снижение доходов населения и агрессивные действия со стороны конкурентов в розничной дистрибуции в России, доходы Группы МТС увеличились на 5%, до более чем 431 млрд рублей.  При этом общая выручка МТС в России в 2015 году выросла на 4,4%, до 391,2 млрд рублей, а показатель OIBDA — до 165,1 млрд рублей со 165,0 млрд рублей годом ранее. Заметим, что наша Компания росла в противофазе рыночной конъюнктуре: по итогам 2015 года Группа МТС стала единственной Компанией среди ведущих игроков российского рынка связи, продемонстрировавшей рост общей выручки и OIBDA.

Основной вклад в рост выручки внес растущий спрос на услуги передачи данных на всех рынках нашего присутствия. В частности, на наш бизнес позитивно влияли рост доходов наших активных абонентов в России за счет ценовой политики и увеличения проникновения смартфонов, рост качественной абонентской базы в России в результате реализации обновленной стратегии развития розницы, запуск сети 3G в Украине после получения лицензии на оказание услуг связи в этом стандарте и возобновление деятельности в Узбекистане.

Данные

Обеспечивая ключевой элемент нашей стратегии — данные, к концу 2015 года мы первыми среди российских операторов связи запустили сети LTE во всех 83 регионах присутствия. При этом более 53% базовых станций МТС в России — это скоростные сети передачи данных 3G и 4G. Для нашего дальнейшего роста мы получили на двух аукционах федеральный лот частот в диапазоне 2600 МГц и дополнительные полосы в диапазоне 1800 МГц в пяти регионах. Для ускоренного строительства сетей LTE и экономии расходов мы подписали соглашение с оператором связи «ВымпелКом» по совместному использованию частотного спектра в более чем 20 регионах России.

Мы стимулировали продажи устройств, ориентированных на потребление Интернет-трафика и данных, развивали собственные каналы продаж, построив к концу 2015 года крупнейшую в России непродовольственную розничную сеть, насчитывающую сегодня более 5 тыс. салонов по всей стране. В фиксированном бизнесе мы устойчиво увеличиваем долю на массовом рынке за счет модернизации сетей связи и продвижения новых пакетных предложений в области телевидения и широкополосного доступа. Мы также укрепили наши позиции в Украине, подписав стратегическое партнерство с одной из крупнейших телекоммуникационных Компаний мира — Vodafone.

Благодаря эффективной и взвешенной бизнес-стратегии и умелому управлению денежным потоком, Группа МТС в 2015 году выплатила акционерам рекордные дивиденды в размере 52 млрд рублей.

Дифференциация

Для дифференциации нашего бизнеса мы активно развивали финансовые сервисы, электронную коммерцию, M2M-решения, предлагали корпоративным клиентам различные отраслевые продукты, основанные на конвергентных и «облачных» решениях, а также вышли на рынок системной интеграции. Мы увеличили долю нашей Дочерней компании в Москве — МГТС — на рынке услуг фиксированного ШПД и платного ТВ для частных лиц в результате завершения масштабного проекта по развертывания сети GPON. Кроме того, мы запустили и продвигали сервис спутникового ТВ по всей России.

Инвестиции, долговая нагрузка, дивиденды

Капитальные затраты Группы МТС на всех рынках присутствия составили в 2015 году 96,1 млрд рублей. Несмотря на значительные капитальные затраты группы, в 2015 году нам удалось сохранить соотношение чистого долга к показателю LTM OIBDA на комфортном уровне 1,2х. При этом почти 70% наших долговых обязательств номинированы в рублях — основной валюте нашей выручки, что снижает риски, связанные с волатильностью валютных курсов.

Устойчивое развитие

Мы продолжили выстраивать гармоничные отношения бизнеса со всеми заинтересованными сторонами: обществом, государством, профессиональными сообществами и сотрудниками. Компания прилагала усилия по повышению информационной открытости и развитию корпоративной культуры, ориентированной на профилактику нарушений антикоррупционного и антимонопольного законодательства. Так, в прошлом году МТС создала первую в телекоммуникационной отрасли России комплексную систему антимонопольного комплаенса.

Мы активно участвуем в социальных программах и благотворительных проектах, направленных на поддержку незащищенных слоев населения, лечение больных детей, развитие детского творчества. В прошлом году нашу помощь и поддержку получили более миллиона человек, а в целом нашими проектами корпоративной социальной ответственности охвачено свыше 10 млн человек. Наши старания были признаны авторитетными сообществами: мы стали лауреатом премии Рунета, Лидером корпоративной благотворительности и финалистом международной премии SABRE Awards в номинации «Благотворительность». Проекты МТС признаны «Лучшими социальными проектами России» и «Лучшими ИТ-проектами в образовании и здравоохранении».

Своим высоким результатам мы обязаны усилиям нашей сплоченной команды и грамотной HR-политике. В 2015 году уровень вовлеченности персонала МТС в России в дела Компании вырос на семь процентных пунктов, до 80%. Работа в МТС становится все более привлекательной, что подтверждается сокращением времени поиска сотрудников на 12%. Как результат, по итогам 2015 года мы были признаны лучшим работодателем в России по версии AoN Hewitt, вошли в топ-5 рейтинга российских работодателей и стали лидерами среди телекоммуникационных компаний, победили в премии People Investor и стали трехкратным лауреатом премии «HR-бренд» в России.

Прогноз на 2016 год

В 2016 году мы продолжим реализацию стратегии «3Д», которая позволит в условиях продолжающейся макроэкономической нестабильности и неуверенного потребительского спроса рассчитывать на рост выручки Группы более чем на 4%. Для этого мы продолжим строительство сетей LTE, стимулирование потребления услуг передачи данных, фиксированного ШПД и платного ТВ на рынках присутствия, будем продвигать конвергентные решения в смежных областях, а при реализации розничной стратегии проактивно и гибко реагировать на вызовы рынка.

Мы рассчитываем, что работа в этих направлениях обеспечит поступательное развитие Компании, повысит ее операционную эффективность, инвестиционную привлекательность и укрепит лидерство МТС на российском телекоммуникационном рынке. Мы также подтверждаем свою приверженность принципам долгосрочного и устойчивого развития, основанным на гармоничном сочетании интересов бизнеса, человеческих ценностей и приоритетов национального развития. 

Президент ПАО «МТС»
А.А. Дубовсков